Классическим средством навигации по любому сайту является система разнообразных меню и ранжированных ссылок. Способы отображения таких меню могут быть самыми разными (вертикальные, горизонтальные, выпадающие, анимированные и т.п.) и ограничены только фантазией и квалификацией разработчиков. В дополнение к меню используются специальные элементы, позволяющие пользователю видеть свое текущее «местоположение» в структуре сайта. Типичным примером можно считать так называемые хлебные крошки (breadcrumbs) – средство навигации, представляющее собой отображение пути (последовательности навигации) от главной страницы до текущего раздела/подраздела, в котором находится пользователь.

Дополнительная специфика возникает при реализации навигационных интерфейсов для интернет-магазинов и торговых площадок, обладающих объемными каталогами разнотипных товаров/услуг. Для таких сайтов приходится особенно внимательно подходить к общим принципам организации навигации и реализовывать специальные приемы, которые позволяют упростить и ускорить «движение» пользователя от вершины каталога к искомому разделу/товару/услуге. Учитывая неструктурированный характер большинства таких каталогов, наиболее удобным и универсальным средством навигации по ним является фасетная навигация, которая подразумевает наличие определенного множества категорий (измерений) и практически любого набора свойств (параметров) у каждого из представленных в каталоге товаров (услуг). На практике это означает, что пользователь сначала выбирает категорию (категории), а затем может применять фильтры по свойствам (параметрам), осуществляя поиск наиболее подходящего ему товара/услуги.

Следующие приемы (техники организации навигации) используются как инструменты тонкой настройки в фасетной и иерархической навигации по каталогам товаров и услуг:

  • Иерархическая навигация по категориям (Navigation with refinement hierarchy) – Организация категорий (измерений), по которым осуществляется навигация в виде дерева (иерархической структуры). Такой способ организации категорий является естественным для иерархической навигации, но и в случае фасетной навигации наличие определенной иерархии категорий (измерений) также оказывается очень удобным.
  • Интерактивные навигационные интерфейсы (фасетные фильтры) (Interactive faceted navigation) – визуальный интерфейс, позволяющий пользователю произвольно добавлять и удалять фасеты (критерии фильтрации, категории, подкатегории), устанавливая параметры отбора товаров (услуг) из каталога. Такой интерфейс в каждый текущий момент времени отображает все выбранные пользователем фильтры и позволяет инкрементно выполнять необходимые корректировки.
  • Группы категорий (фасетов) (Dimension groups) – объединение категорий (фасетов) в группы по смыслу их использования. Фасетная навигация допускает наличие множества групп (в т.ч. содержащих иерархию), по которым может осуществляться независимая навигация, т.е. пользователь может осуществлять навигацию одновременно по типу товара, по географии магазина, по рейтингу производителя и т.п. Каждая группа фасетов (категорий) доставляет такое независимое измерение.
  • Расчет обобщенной статистики для категорий (Refinement statistics) – при просмотре списка (дерева) категорий и применении разнообразных фильтров полезно рассчитывать и показывать пользователю для каждой категории какие-то статистические данные (количество товаров в категории, минимальная/максимальная цена и т.п.).
  • Динамическое ранжирование категорий (Dynamic refinement ranking) – техника, позволяющая выбирать из состава какого-либо множества категорий и упорядочивать определенным образом ограниченный набор категорий (подкатегорий), которые видны (доступны наиболее простым способом) пользователю в заданный момент времени. Определение приоритетов категорий для такой выборки осуществляется на базе какого-либо свойства или набора свойств с учетом персональных настроек и предпочтений пользователя.
  • Правила старшинства и сокрытие нерелевантных категорий (Precedence rules, Removing irrelevant dimensions) – техника наложения определенных правил (dimension rules) при отображении пользователю категорий (измерений) для навигации. В соответствии с этими правилами некоторые категории или группы категорий становятся доступны пользователю только при выполнении заданных условий, а нерелевантные (не соответствующие установленным критериям) категории/подкатегории/группы категорий удаляются (не отображаются). Например, "правило/условие узкой створки" (Leaf rule) означает, что пользователь ничего не узнает о вложенных структурах (подкатегориях, свойствах товаров/услуг) какой-либо конкретной категории до тех пор, пока не выберет эту категорию и не осуществит навигацию в нее.
  • Автоматическая генерация списка категорий (фасетов) из данных по товарам (Data-driven facets) – формирование списка категорий (измерений), по которым осуществляется навигация, может происходить как статически – на основе предопределенной структуры, так и динамически – на основе "просеивания" (sift) данных о конкретных товарах/услугах, содержащихся в каталоге в заданный момент времени. Так могут формироваться линейные, иерархические, ограниченные и неограниченные списки с определенной сортировкой и/или группировкой по диапазонам значений (Range refinements). В качестве примера можно привести список стран (регионов), который формируется по параметру места происхождения товара после анализа всех товаров, имеющихся в наличии на складе в магазине вин.
  • Динамическое раскрытие иерархии категорий (Сollapsible dimensions) – автоматическая навигация по иерархии, осуществляемая в тех случаях, когда дальнейший путь навигации предопределен условиями выборки или количество возможных вариантов очень мало.
  • Разрешение/запрещение мультиселекта (одновременного использования) для категорий (Multiselect)  при выборе категорий (фасетов) для фильтрации в интерфейсе навигации может поддерживаться возможность одновременного выбора пользователем сразу нескольких категорий даже в рамках одной группы категорий (измерений). В таком случае при выборке товаров/услуг может применяться логическое "И" или "ИЛИ" в отношении выбранных пользователем нескольких категорий.
  • Пассивные (недоступные для навигации) категории (Inert dimensions) – в некоторых случаях категории могут создаваться только для целей отображения в иерархии, но навигация в такие категории остается невозможной, т.е. такую "пассивную" категорию нельзя выбрать и посмотреть список товаров в ней.
  • Поиск по категориям (Dimension search) – в отличие от "поиска по товарам/услугам" позволяет найти подходящую категорию для последующей навигации. Обычно востребован при большом числе различных категорий (измерений), что характерно почти для любого крупного интернет-магазина.