Учитывая разноплановый характер деятельности компаний из сферы ретейла и услуг, мы исходим из того, что в этом бизнесе востребован широчайший спектр самого разного инфраструктурного и прикладного программного обеспечения. Настоящий раздел «Платформы» посвящен более конкретному вопросу – комплексной автоматизации каналов электронной торговли на базе многофункциональных программных платформ.

Хотя мы говорим об электронной коммерции как об отдельном направлении в деятельности сегодняшнего ретейла, следует понимать, что современная концепция омни-каналов во многом размывает границы между цифровым пространством и обычным офлайном. Поэтому многие принципы автоматизации и организации цифровой торговли и маркетинга сегодня становятся всеохватными и активно перетекают в офлайн, создавая симбиоз с традиционными «уличными» практиками. Все это накладывает дополнительный отпечаток и на программные платформы, используемые бизнесом для автоматизации торговой и маркетинговой деятельности.

Не претендуя на всеохватность, далее мы выделяем наиболее мощные, имеющие хорошие перспективы развития, программные платформы (продукты), которые получили распространение на российском рынке. Общей чертой этих продуктов следует признать то, что они появились и развивались долгое время как фреймворки (инструменты, библиотеки) для создания и поддержки сайтов интернет-магазинов, далее – более обще – как средства для автоматизации каналов электронной коммерции, а сегодня уже претендуют на еще более широкий охват, включая в себя и средства автоматизации внутренних бизнес-процессов предприятия, управления складом, маркетинговый инструментарий и т.п.

Настоящий обзор не имеет своей целью рейтингование программных платформ в части их рыночной доли или функциональной насыщенности. Мы исходим из того, что каждый из описываемых продуктов является востребованным в своей нише (на своем сегменте рынка, для своей категории пользователей). Вместе с тем, более глубокое понимание возможностей продукта всегда является полезным и позволяет строить более взвешенные стратегии, использовать преимущества того или иного продукта во благо своего бизнеса, не наступать на очевидные «грабли» при внедрении, правильно планировать сроки и ресурсы. И, наконец, мы пристрастны и полагаем, что у одних продуктов есть будущее и потенциал, а другие обречены на постепенное «вымирание». Поэтому и наш список платформ для более детального рассмотрения достаточно краток:

  • IBM WebSphere Commerce – представляет собой мощную платформу электронной коммерции, которая позволяет строить глобальные торговые системы, обеспечивая непрерывное согласованное взаимодействие с клиентами по множеству разных каналов, включая также взаимодействие непосредственно в магазине (омни-канальная модель);
  • Oracle Commerce – семейство продуктов корпорации Oracle, предназначенных для создания и управления крупными омни-канальными e-commerce площадками различной направленности;
  • SAP hybris – позволяет автоматизировать торговлю в сегментах B2B и B2C и включают в ряд омни-канальных инструментов: средства для управления основными данными, управления заказами, средства ремаркетинга, а также дополнительные функции поиска и продвижения товара;
  • Demandware – достаточно популярная «облачная» платформа, направленная исключительно на обслуживание крупного e-commerce;
  • 1С-Битрикс: Управление сайтом (1C-Bitrix) – очень популярная России профессиональная система управления веб-проектами, универсальный программный продукт для создания, поддержки и успешного развития: корпоративных сайтов, интернет-магазинов, информационных порталов, сайтов сообществ, социальных сетей и других веб-проектов;
  • Magento – высокопроизводительная и хорошо масштабируемая платформа для построения е-commerce систем разного класса;
  • VirtueMart – компонент для построения e-commerce решений на базе популярных CMS с открытым кодом Joomla и Mambo. 

В этом списке в верхней части расположены четыре ведущие платформы, которые используют крупнейшие мировые ретейлеры – IBM WebSphere Commerce, Oracle Commerce, SAP hybris и Demandware. Если говорить о России, то здесь пока есть только один явно выраженный лидер – 1С-Битрикс: Управление сайтом, который очень популярен (вполне заслуженно) у малого и среднего бизнеса, а крупные локальные игроки используют его вероятно потому, что унаследовали из тех времен, когда они еще не считали себя крупными. Magento и VirtueMart, очень популярные среди мелкого и среднего бизнеса в мире, в России полностью вытеснены в специфические ниши и по количеству инсталляций не могут соперничать с 1С-Битрикс: Управление сайтом.