Рассматривая специфику автоматизации розничного автобизнеса, нельзя не заметить, что тут есть участки с теми же требованиями, что и у любого обычного ретейла, а так же и специфические зоны с особыми условиями и бизнес-процессами. Так что для решения проблем автобизнеса применяется и различное программное обеспечение – это могут быть как типовые программы складского и бухгалтерского учета, так и специализированные решения для автосалонов, магазинов и автосервисов.

Основной недостаток бухгалтерских и складских программ «общего назначения» – недостаточный учет особенностей автозапчастей как товара. Плюс необходимость серьезной доработки – ведь необходима адаптация и обеспечение связи с каталогами поставщиков, разработка специальных справочников, например, деталей-аналогов и т. п. Тем не менее, значительное место на российском рынке в сфере автоматизации автомагазинов и автосалонов занимают именно такие программы или, во всяком случае, их «подрихтованные» для автобизнеса конфигурации. Для этого есть объективные причины: и то, что сегодня значительная часть товарных позиций (например, метизы) до сих пор выпускается без штрих-кодирования, и отсутствие на рынке таких специализированных решений, которые можно было бы назвать общепризнанными лидерами, отвечающими потребностям большинства предприятий отрасли. Кроме того, автомагазин должен быть обеспечен необходимой документацией и каталогами запчастей. Это одна из главных проблем – даже специализированные программы не всегда способны ее решить. Дело в том, что единого информационного пространства в этой области просто не существует. Каждый производитель выпускает свои каталоги. Если магазин – официальный дилер какого-либо автозавода, то документацию, естественно, предоставляет завод. А вот маленьким фирмам приходится похуже – им самим приходится искать документацию и каталоги запчастей. Ситуацию осложняет отсутствие единого стандарта такой документации. Так что программы автоматизации значительно облегчают работы, но целый ряд операций не всегда может быть формализован.

Некоторые компании предпочитают разработку собственных решений. Это может быть удобно, так как обеспечивает известную независимость. Однако автозапчасти – как раз такой товар, где независимость обеспечить сложно. Важной частью системы автоматизации является взаимодействие со справочниками производителей, и их постоянное изменение в случае собственных решений потребует содержания специального штата людей, которые занимались бы актуализацией информации. Так что выбор одной из специализированных программ, предназначенных для автоматизации именно автомагазинов, зачастую является оптимальным решением.

Сами принципы построения бизнес-процессов внутри предприятий торговли не слишком различаются. Будь то магазин автозапчастей, продуктовый минимаркет или бутик, торговые процессы достаточно унифицированы: заказ поставщику, прием товара, наценка, размещение в торговом зале, продажа, анализ и планирование новых заказов. Но в случае автобизнеса, какую бы систему вы ни выбрали, она должна обладать рядом специфических возможностей.

Какие же требования в первую очередь выдвигаются к решениям в сфере торговли автозапчастями и автосервисных услуг? Что особенного в ведении учета автомобильных товаров ? Что отличает его от учета других товаров и услуг и требует специфических подходов?

Первая и наиболее важная особенность автомобильных запчастей – жесткая привязанность к конкретной марке или даже модели автомобиля. Это означает огромную номенклатуру, сложность процедур ведения каталогов, подбора аналогов и «штучность» продаж. Во-вторых, этот бизнес относится к сезонным, т. е. в зависимости от времени года спрос на отдельные виды автозапчастей и услуг меняется. Особенно ярко выражена сезонность, например, в автохимии или автошинах. Еще одна важная особенность автозапчастей как товара – это существование множества фирм-производителей, изготавливающих аналогичные товары. Такие автозапчасти, как правило, ничем не отличаются друг от друга – разница имеется лишь в цене, упаковке, названии бренда и условиях поставки. И это приходится учитывать при заказах. Кроме того, запчасти разных производителей имеют разную маркировку и свои уникальные артикулы. Наконец, спрос на автозапчасти и сервисные услуги сильно зависит от модельного ряда, возраста и количества автомобилей в регионе. Все эти особенности товара и определяют специфику систем автоматизации в рассматриваемой отрасли.

Кроме того, для автомагазина и особенно для автосервиса очень важна возможность визуализации деталей при поиске и подборе аналогов. В идеале, программа должна позволять виртуально, на экране, «разобрать» автомобиль, а как минимум – облегчить подбор деталей, позволяя видеть их, с реальными размерами и списком параметров, чтобы подбор аналогов велся не только по кодам.

Таким образом, система автоматизации торговли автозапчастями и оказания автосервисных услуг, кроме базовых функций товарного учета, учета заказов, формирования цен и документооборота, должна также обеспечивать следующие специальные функции и характеристики:

  • Автоматическое взаимодействие с каталогами (информационными сервисами, справочниками) автомобильной индустрии;
  • Учет принадлежности автозапчастей к маркам/моделям автомобилей;
  • Большой объем номенклатуры в каталоге (100 тыс. и более);
  • Быстрый поиск по номеру и наименованию детали, марке автомобиля, году выпуска, бренду и пр.;
  • Индивидуальный складской учет товаров («штучность» продаж);
  • Подбор взаимозаменяемых позиций;
  • Возможность анализа данных по продажам за конкретный период времени и формирования сезонных прогнозов по соответствующим алгоритмам;
  • Визуализация чертежей, фотографий и/или 3D-моделей автодеталей при поиске и подборе;
  • Интеграция с оборудованием для считывания и нанесения штрих-кодов (интеграция с системами штрихового кодирования).

Кроме того, для автоматизации сервисных услуг очень важны:

  • Учет стандартных операций в соответствии с нормо-часами;
  • Автоматизированный учет рабочего времени сотрудников автосервиса и т.п.;
  • Интеграция со справочниками (отраслевыми информационными системами) с техническими данными по сервисным операциям.

Как уже говорилось, современный автобизнес и бизнес в сфере автосервиса на современном этапе представляется практически невозможным без широкого использования средств автоматизации. Впрочем, для российского рынка программного обеспечения решения в сфере автобизнеса являются относительно новым продуктом.

Все начиналось с бумажных справочников, потом появились CD/DVD-каталоги компании Autodata, которые на российском рынке представляло издательство Легион-Автодата, а первые действительно удачные отраслевые программные решения появились в России где-то в конце 90-х, начале 2000-х. Пионерами в области автоматизации автобизнеса были такие решения как: АвтоСервис AutoSoft, АвтоСалон AutoSoft, АвтоЗаказ AutoSoft и АвтоКаталог (разработчик: АвтоСофт), Альфа-Авто:Автосалон+Автосервис+Автозапчасти (разработчик: 1С-Рарус), TurboService (разработчик: Бастион-Груп), АвтоСервис и АвтоКаталог (разработчик: АвтоДилер), создававшиеся на основе аккумуляции опыта заказной разработки для отдельных автостанций и автосалонов. Перечисленные решения оказались востребованными и сейчас продолжают активно развиваться и занимают заметное место на рынке.

Вслед за этим в 2004-2008 годах рынок решений для автоматизации автобизнеса прошел этап бурного развития. Появились новые специализированные решения для малого бизнеса, такие как: Альтаир-сервис (разработчик: АльтаирСофт системз), AutoИнтеллект (разработчик: ТрэйдСофт). А рост популярности платформы 1С:Предприятие 8, ориентированной на средний и крупный бизнес, начиная с 2008 года привел к появлению множества специализированных конфигураций и интеграционных решений на базе этой платформы: ДАЛИОН:АВТО, 1С Розница 8. Магазин автозапчастей, БИТ:Управление автосервисом и автосалоном 8, Хеликс: Автомойка и шиномонтаж 8, Ниракс: Помощник автобизнеса.

В последние годы фокус развития рынка несколько сместился в сторону автоматизации сферы услуг (автомойки, автосервис). Например, появились специализированные решения для комплексной автоматизации автомоек: Clean-Control, Автомойка (на базе платформы Инфо-Предприятие компании Новасофт), была существенно расширена функциональность других популярных продуктов. Большое развитие также получили информационные продукты, которые решают давнюю проблему рынка с отсутствием единых каталогов и описаний. Среди них можно особо отметить европейский альянс TecAlliance, который объединил компании-поставщики технической информации TecDoc, TecRMI (Audacon) и TecCom, а также группу Autodata со штаб-квартирой в Великобритании. В России у всех этих компаний есть давние партнеры, которые успешно занимаются локализацией и распространением их информационных продуктов на российском рынке. Набирают популярность в сфере автосервиса и информационно-технологические продукты HaynesPro (ранее компания стала широко известна под именем Vivid Automotive Data & Media).

В целом, при выборе решений для автоматизации в сфере торговли автозапчастями и автосервиса имеет смысл обратить внимание на следующие популярные решения.

Автоматизация торговли автозапчастями и комплексные системы автоматизации:

  • АвтоДилер – модульная платформа компании АвтоДилер, пригодная для автоматизации учета, планирования и анализа работы любых предприятий: крупных и мелких автомастерских, автосалонов, магазинов автозапчастей, автомоек, шиномонтажных мастерских и станций замены масла, автостраховщиков. Система появилась на рынке 2008 году как развитие более раннего решения АвтоСервис, предлагавшегося компанией.
  • АвтоПредприятие – платформа компании АвтоСофт, которая включает линейку продуктов для автоматизации торговли автозапчастями и автосервиса. Платформа и продукты достаточно известны и распространены на рынке. А сама компания занимается автоматизацией отрасли начиная с 1997 года.
  • Альфа-Авто:Автосалон+Автосервис+Автозапчасти – система представляет собой специализированную конфигурацию для платформы 1С:Предприятие 8 и является одной из старейших и широко распространенных на рынке. Последняя пятая редакция системы была выпущена в феврале 2012 года.
  • Альтаир-сервис – модульная система для автоматизации магазинов автозапчастей, автосалонов и автосервисов, ориентирована на предприятия небольшого размера.
  • ДАЛИОН:АВТО – многофункциональная специализированная конфигурация для платформы 1С:Предприятие 8. Система вышла на рынок в 2008 году и особенно популярна в Северо-Западном регионе.
  • AutoИнтеллект – «коробочное» решение для автоматизации магазина автозапчастей и автосервиса российской разработки. Предлагается на рынке с 2004 года. Достаточно многофункциональное и удобное для мелкого и среднего бизнеса.
  • 1С Розница 8. Магазин автозапчастей – относительно новая (год выхода – 2009) специализированная конфигурация для 1С:Предприятие 8, которая сама является фактически надстройкой над конфигурацией 1С:Розница 8 (на этой общей конфигурации 1С-Рарус создает различные специализированные решения для торговли). В отличие от конфигураций ДАЛИОН:АВТО и Альфа-Авто:Автосалон+Автосервис+Автозапчасти, данная система обладает меньшим набором функций (например, не содержит функций для автоматизации автосервиса), а в остальном ее возможности также определяются самой платформой 1С:Предприятие 8.
  • Ниракс: Помощник автобизнеса – представляет собой специализированную конфигурацию для 1С:Предприятие 8. Для его работы необходимо наличие одной из базовых конфигураций: 1С:Управление торговлей, 1С:Комплексная автоматизация, Альфа-Авто:Автосервис+Автозапчасти, Далион: Авто. Содержит много функций по поиску и проценке автозапчастей, в т.ч. онлайн-проценку по сайтам множества крупных поставщиков.

Автосервисы и автосалоны:

  • TurboService – одна из лучших отечественных программ для автоматизации автобизнеса. Разработчик Бастион-Груп развивает эту систему с 1998 года. Пригодна как для автоматизации больших автосалонов и автомастерских, так и для мелкого бизнеса.
  • Хеликс: Автомойка и шиномонтаж 8 – программный комплекс состоящий из мобильного приложения для iPod или iPhone и управляющей части построенной на базе 1С:Предприятие 8, основной задачей которого является автоматизация рутинной работы менеджеров автомойки. 
  • БИТ:Управление автосервисом и автосалоном 8 – конфигурация для платформы 1С:Предприятие 8, предназначена для комплексного учета в автосалонах и автосервисах. Была выпущена компанией Первый Бит в 2009 году.
  • Clean-Control – довольно популярная система красноярских разработчиков для автоматизации автомоек и автомоечных комплексов. Присутствует на рынке с 2009 года.
  • Автомойка – программа для автоматизации небольших автомоек и автомастерских  с сопутствующей торговлей. Построена на базе платформы Инфо-Предприятие компании Новасофт.
  • Microinvest – решения болгарской компании присутствуют на российском рынке очень давно и пользуются популярностью в мелком и среднем бизнесе.

Информационные продукты:

  • TecDocTecRMI (Audacon) и TecCom – европейский альянс поставщиков информации по автомобильному рынку (TecAlliance). Является крупнейшим поставщиком информации по запасным частям, технической информации и прочих данных по продукции европейских производителей. Соответствующие каталоги (программные продукты) распространяются как на DVD, так и в виде онлайновых сервисов.
  • AutoData Online – информационный сервис английской компании Autodata Ltd, предоставляет доступ к данным по более чем 16 000 моделям от 93 производителей, позволяя производить работы по сервису, ремонту и диагностике в кратчайшее время. В России продвижением и локализацией сервисов Autodata Ltd занимается компания Легион-Автодата, которая уже много лет специализируется на информационном обеспечении автобизнеса.
  • АвтоКаталог Online – онлайн-сервис российской компании АвтоДилер, предоставляет информацию об устройстве автомобилей от крупных узлов и агрегатов до запчастей с их кодами, наименованиями и графическими изображениями. В базе каталогов запчастей: легковые и грузовые автомобили, автобусы, тракторы, двигатели, сельхоз-, спец- и дорожно-строительная техника российского и иностранного производства.
  • АвтоКаталог-онлайн – доступная через Интернет база данных запасных частей, включающая иллюстрации узлов и агрегатов, оригинальные заводские номера и названия деталей (предлагается компанией АвтоСофт).
  • MotorData – новый комплексный программно-информационный продукт, развиваемый специалистами компании Легион-Автодата, который позволяет в реальном времени, через интернет получать широкий спектр качественной справочной информации по диагностике, ремонту и обслуживанию множества марок и моделей автомобилей.
  • HaynesPro WorkshopData – информационная система, предоставляющая разнообразную технологическую информацию по ремонту и обслуживанию автомобилей европейских и азиатских производителей. Поддерживается компанией HaynesPro (ранее: Vivid Automotive Data & Media).
  • Laximo – система подбора автозапчастей, которая интегрирует данные из разных источников и доступна в качестве web-сервиса.