Очевидная специфика интернет-магазинов и торговых систем состоит в том, что они ориентированы на использование широким кругом клиентов в самых разных каналах. В отличие от разнообразных ERP и бухгалтерских систем, в этом случае вопросы обеспечения качественного доступа так или иначе связаны с выбором интернет-провайдера, хостера, поставщика телекоммуникационных услуг. В описанной ситуации очень соблазнительно решить проблему в корне и разместить всю систему в «облаке» (cloud) какого-либо крупного провайдера, который сможет обеспечить и высокую скорость доступа, и надлежащие показатели надежности, и гибкое выделение вычислительных ресурсов в зависимости от текущей нагрузки. Для владельцев e-commerce систем создание интернет-сервисов и обслуживание информационных систем, как правило, не является основным бизнесом, так что они с большим удовольствием избавляются от необходимости «нести эту ношу», если такая возможность существует.

Учитывая сказанное, многочисленные облачные решения и сервисы набирают все большую популярность, а их распространение в сфере e-commerce сдерживается только осторожностью и консервативностью крупного торгового бизнеса, который не спешит отдавать свои ключевые системы под внешний контроль и управление. Сложившаяся практика показывает, что на базе современных e-commerce платформ создаются и успешно эксплуатируются разнообразные комбинированные системы, в которых часть функций выносится в облачную инфраструктуру, а ядро и бэк-офисный функционал развертываются традиционным способом (возможно, с использованием виртуализации). Функциональная и архитектурная составляющие рассматриваемых платформ развиваются от версии к версии, поддерживая все более тесную интеграцию такого рода.

Каждая e-commerce платформа имеет свои специфические особенности, и чем на более крупный бизнес ориентирована эта платформа, тем больше проявляется указанная специфика. Поэтому и провайдеры облачных услуг зачастую специализируются на определенных платформах, оптимизируют свою инфраструктуру под определенные решения и даже под определенные вертикальные рынки. Вершиной такой специализации сегодня является полностью облачная e-commerce платформа Demandware. Услуги Demandware особенно востребованы мировыми брендами, работающими в сфере производства и продажи одежды и обуви (Adidas, New Balance, Reebok, Versace, Barneys, Tommy Hilfiger, Hugo Boss, ... ). К настоящему моменту Demandware можно считать совершенно уникальным явлением. Ни одна облачная e-commerce платформа даже близко не сравнима с Demandware по популярности и месту на рынке. Секрет успеха этой платформы вероятно связан со спецификой мирового рынка одежды и обуви, на котором она развивалась и продолжает свой рост. Каждый из игроков этого рынка при организации мировых продаж сталкивался с необходимостью быстро охватить множество стран, входящих в его рынки сбыта. При этом прямые продажи как правило не являются основным каналом для бренда, но жизненно необходимы для продвижения и как показатель статусности. Demandware предложила брендам быстрое и качественное решение их проблем, сформировала и поддерживает всю необходимую распределенную облачную инфраструктуру, развивает свою систему с учетом растущих потребностей клиентов и запросов рынка, на котором они работают.

Но если смотреть на рынок e-commerce платформ в целом, то сегодня доля Demandware на нем не так уж велика. А движение рынка в сторону облачных решений, хотя и происходит довольно активно, но не выходит за рамки общего движения IT-индустрии. Такие enterprise-платформы как IBM WebSphere Commerce, Oracle Commerce и SAP hybris имеют все необходимое, чтобы размещаться в облаке (тут скорее возникают некоторые специфические требования к самому облаку, в том числе к типам поддерживаемых виртуальных машин). А для платформ уровня малого и среднего бизнеса (1С-Битрикс: Управление сайтом, Magento, VirtueMart) размещение в облаке вообще не составляет проблемы и реализуется фактически штатными средствами базовой инфраструктуры на основе виртуализации.

Возможные облачные решения для разных e-commerce платформ

ПлатформыОблачные решения и провайдеры
IBM WebSphere Commerce

Продукты: IBM Commerce on Cloud
Провайдеры: AT&TRackspace, ConnectriaPEER 1 Hosting

Oracle Commerce

Продукты: Oracle Commerce Cloud
Провайдеры: Rackspace, Spark::red, PEER 1 Hosting, Tenzing, CLOUD I.T., dcVAST, Amazon AWS, Thanks Media

SAP hybris
Продукты: hybris Commerce, cloud edition
Провайдеры: UltraServe, Rackspace, PEER 1 Hosting, NBS System, Tenzing
Demandware www.demandware.com
1С-Битрикс: Управление сайтом Провайдеры: ДжиноРЕГ.РУ, Логол, Clodo, Microsoft Azure и другие (см. Сертифицированные хостинг-партнеры 1С-Битрикс)
Magento Провайдеры: Microsoft Azure, Amazon AWS, Rackspace, Nexcess.Net, DigitalOcean, NBS System и другие (см. Magento Hosting Partners)
VirtueMart
Провайдеры: Джино, РЕГ.РУMicrosoft AzureCloudAccess.netFastComet, WebNet Hosting, Cloudways и другие (см. VirtueMart Hosting Services)