Oracle Commerce – семейство продуктов корпорации Oracle, предназначенных для создания и управления крупными e-commerce площадками различной направленности. Линейка продуктов Oracle Commerce возникла как результат поглощения в 2011 году корпорацией Oracle двух кембриджских компаний – Art Technology Group (ATG) и Endeca. Первая (ATG) занималась разработкой e-commerce сайтов начиная с 1991 года и предлагала развитую CMS с системой управления каталогами. Вторая (Endeca) была образована в 1999 году, специализировалась на технологиях поиска и навигации, была известна как пионер в области фасетной навигации и предлагала мощную поисковую машину.

После объединения в составе корпорации Oracle оба продукта получили дополнительные возможности интеграции в рамках единой платформы, а все семейство и стало называться Oracle Commerce. При этом Oracle Commerce – это именно набор множества продуктов, которые могут использоваться как в составе линейки, так и самостоятельно (как и тогда, когда они были продуктами независимых компаний). По мере выхода новых версий (версия 10 – 2012 год, версия 11 – 2014 год) возможности интеграции продуктов увеличиваются, а изначальная модульность архитектуры позволяет еще более гибко подходить к вопросам внедрения, выбирая именно те модули, которые необходимы для конкретного проекта.

Итак, в состав платформы входят следующие основные программные модули и инструменты:

  • Oracle Commerce Platform (ранее – Oracle ATG Web Commerce) – содержит систему управления страницами и контентом сайта (Content Management System – CMS), репозитории (каталоги) и управление товарами и товарными позициями SKU (Stock Keeping Unit – идентификатор товарной позиции).
  • Oracle Commerce Merchandising (ранее – Oracle ATG Web Commerce Merchandising) – модуль управления мерчендайзингом (прайс-листы, промо-акции, сегменты покупателей ...).
  • Oracle Commerce Service Center (ранее – Oracle ATG Web Commerce Service Center) – модуль управления взаимодействием с клиентом (фулфилмент и управление заказами), позволяющий решать такие задачи, как управление клиентскими профилями, создание и корректировка заказов, возвраты, обмены и прочие специальные функции.
  • Oracle Commerce Guided Search (ранее – Oracle Endeca Guided Search) – поисковая машина, содержащая средства организации навигации по сайту/каталогу и многофункционального поиска, а также поддерживающая различные методы поисковой оптимизации (SEO) для повышения «видимости» сайта/каталога/интернет-магазина в Сети.
  • Oracle Commerce Experience Manager (ранее – Oracle Endeca Experience Manager) – средство управления пользовательским окружением (опытом), позволяющее создавать, публиковать и управлять мультиформатным контентом и рекомендациями на основе принципов персонализации «умной» навигации«умной» навигации, реализуя подлинные адаптивные стратегии взаимодействия с пользователем.
  • Oracle Commerce Business Intelligence – набор инструментов бизнес-аналитики, обеспечивающий интеграцию приложений Oracle Commerce с аналитичесой платформой Oracle Business Intelligence.
  • Oracle Commerce Business tools:
    • Oracle Commerce Business Control Center (ранее – ATG Business Control Center) – web-приложение (набор интерфейсов), обеспечивающее маркетологам и/или администраторам системы возможность управлять контентом, мастер-данными e-commerce, данными мерчендайзинга, профилями пользователей и другими объектами информационной системы, обслуживающей множество сайтов на разных языках.
    • Oracle Commerce Workbench (ранее – Endeca Workbench – web-приложение (набор интерфейсов), обеспечивающее маркетологам и/или администраторам системы возможность управления поисковыми инструментами и элементами персонализации, реализуемыми Guided Search и Experience Manager, сценариями обновления индексов поисковой машины, просматривать статистику поиска и навигации.
  • Oracle Commerce Developer Studio (ранее – Oracle Endeca Developer Studio) – Windows-приложение, используемое для разработки и настройки конфигураций выборки данных и их индексации при использовании поисковой машины Oracle Endeca Commerce.
  • Oracle Commerce Reference Store (ранее – ATG Commerce Reference Store) – набор типовых шаблонов для развертывания готового интернет-магазина, который содержит: каталог товаров, мультиязычные витрины/сайты для разных стран, элементы мультиязычного контента, конфигурации для поиска, мерчендайзинга и пр. Интерфейсы для доступа к магазинам с разных устройств включают: web, мобильный web, а также мобильное приложение для платформы iOS – Oracle Commerce Assisted Selling Application, которое можно использовать как основу при создании своих мобильных приложений.

Как уже говорилось, при внедрении различные модули могут комбинироваться в зависимости от потребностей конкретной системы. Типичными случаями можно считать:

  • комплексное внедрение Oracle Commerce;
  • отдельное внедрение поисковой машины Oracle Endeca Commerce (Guided Search, Experience Manager, Workbench, Developer Studio).

Платформа Oracle Commerce по оценке ряда ведущих мировых аналитических компаний (Gartner, Forrester, IDC) считается одним из лучших на рынке решений уровня предприятия и полностью готова для реализации полноценных омни-канальных стратегий, позволяет создавать и управлять торговыми системами с множеством сайтов, языков, каналов взаимодействия с клиентами, типами клиентских устройств, целевыми сегментами и т.п. Все элементы платформы интегрируются между собой, а также с другими приложениями Oracle (Oracle Database, Oracle BI, ...). Вместе с тем, возможно и их самостоятельное использование, а также интеграция с решениями других производителей. Например, широкое распространение получило использование подсистемы "умной" персонализованной навигации и поиска Oracle Endeca Commerce совместно с любыми другими системами для электронной коммерции (SAP hybris, IBM WebSphere Commerce, Oracle E-Business Suite и т.п.).

Решение полностью поддерживает мультисайтовость и позволяет контроллировать сразу множество web-сайтов (витрин, киосков, мобильных приложений) электронной коммерции через единый интерфес управления. В зависимости от потребностей компании сайты могут иметь разные или общие каталоги товаров и корзину, отличаться по визуальному оформлению, языку, валютам расчёта.

Платформа готова для использования как с моделью business-to-consumer (B2C), так и с моделью business-to-business (B2B), когда в качестве покупателя выступает не конечный пользователь, а бизнес. Для такой модели характерны:

  • Назначение различных каталогов и прайс-листов для разных организаций-покупателей (например, с кем-то может быть заключен договор о скидках).
  • Наличие лимитов на размер заказа, которые устанавливаются  организациями-покупателями, и определенного процесса утверждения заказов внутри организаций-покупателей, превышающих эти ограничения.
  • Оплата по договору, списание строк заказа по различным центрам затрат (cost centers).
  • Отправка частей заказа по различным адресам.
  • Автоматически повторяемые заказы (scheduled orders).

В поставку продукта входит специальный модуль B2B, предоставляющий перечисленные выше сервисы, а также пример (готовый шаблон) реализации web-сайта B2B, моделирующий бизнес оптового поставщика автомобильных запчастей (Motorprise).

Учитывая относительную сложность платформы, решения на ее основе востребованы преимущественно для крупных торговых площадок. Кроме того, в настоящее время более половины из TOP100 мировых ретейлеров используют решения на базе Oracle Endeca Commerce.