Современные темпы развития гостиничного бизнеса предъявляют высочайшие требования к автоматизированным системам управления для предприятий индустрии гостеприимства (отели, казино, развлекательные центры и пр.). Возрастающие с каждым днем потребности клиентов и ужесточение конкурентной борьбы требуют от отеля способности быстро реагировать на все колебания рыночной конъюнктуры. Отельный бизнес весьма сложный и требует постоянного внимания. В этой нише постоянно ведется борьба за клиента, а поэтому нужно быть лучшими. На помощь отельерам пришли автоматизированные системы, позволяющие оптимизировать работу и сделать ее удобнее.

Первые такие системы, которые дали отелям возможность в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века перейти от бумажного документооборота к использованию современных информационных технологий были известны как Системы управления имуществом (Property Management Systems – PMS). В настоящее время под такое определение попадает очень широкий класс систем, так что для специализированных продуктов обычно пользуются более узкими терминами Hotel Property Management System или Hotel Operating System (Hotel OS), а по русски просто – Система Управления Отелем. Реже можно встретить упоминание Hotel ERP (Система Управления Ресурсами Отеля).

К основным бизнес-процессам, которые могут быть автоматизированы описываемыми системами, в первую очередь относятся:

  • Управление бронированием и резервированием (Reservation Management)
  • Продажи и управление клиентами (Point-of-Sale and CRM)
  • Управление взаимоотношениями с гостями (Guest Relationship Management)
  • Управление уборкой (Housekeeping Management)
  • Управление ценовыми предложениями (Rate Management, Price Management, Revenue Management, Yield Management)
  • Аналитика и отчетность (Business Intelligence/Reporting)
  • Интеграция с глобальными системами дистрибуции/онлайн-бронирование (Global Distribution System – GDS/Online booking)
  • Управлением обслуживанием (Maintenace Management)

В качестве дополнительных могут рассматриваться такие задачи как: 

  • Управление продажами и маркетингом (Sales and Marketing)
  • Управление организацией банкетов и мероприятий (Banquets)
  • Расчет стоимости продуктов и напитков (Food and Beverage Costing)
  • Управление материалами (Materials Management, Inventory Management)
  • Управление качеством (Quality Management)

Гостиничные системы управления могут интегрироваться с разными связанными системами автоматизации:

  • Глобальные системы резервирования (GDS)
  • POS-терминалы (в т.ч. терминалы самообслуживания)
  • Системы безопасности и блокировки доступа
  • Системы платного ТВ
  • Системы управления энергопотреблением и др.

Ранее автоматизированные системы управления гостиничным бизнесом использовали немногие крупные игроки, они требовали дорого внедрения и зачастую адаптировались индивидуально под каждую гостиницу. На сегодняшний день на рынке насчитывается не менее десятка популярных программ от различных производителей, ориентированных как на крупные сети, так и на небольшие предприятия малого бизнеса. Многие крупные компании достаточно консервативны и используют решения, основанные на проверенных временем разработках Fidelio, Opera, Epitome. Новые игроки сумели взять все лучшее, что было до этого, и подвести под современные стандарты отельного бизнеса. Такие системы как Эдельвейс, Shelter смогли занять свои ниши и завоевать доверие пользователей. В России довольно распространены разнообразные мини-отели с небольшим числом номеров, больше озабоченные не автоматизацией всего и вся, а учетом и отчетностью как таковыми. В этом сегменте, конечно, достаточно популярны такие решения как 1С-Рарус: Управление отелем1С:Отель 8 и БИТ.Отель 8.

В целом, в настоящее время на российском рынке можно выделить следующие системы:

  • Fidelio Suite8 – популярна в отелях среднего размера, считается очень надежным и относительно доступным решением, хорошо локализована для российского рынка.
  • OPERA Enterprise Solution – постепенно идет на смену Fidelio, сделана на более современных технологиях. Ориентирована на отели большого и среднего размера, гостиничные сети.
  • Epitome PMS – долгое время продвигалась и развивалась в России компанией Libra Hospitality, из-за этого можно встретить название "Либра" для локализованной версии этой системы.
  • Эдельвейс – очень известная и популярная система российской разработки. Пользуется спросом среди отелей небольшого и среднего размера.
  • Shelter – разработанное российской компанией UCS (широко известна преимущественно своим ПО для автоматизации кафе и ресторанов R-Keeper) решение для отелей любого размера. Было выведено на рынок в 2000 году. Активно развивается и имеет более 1000 внедрений.
  • 1С:Отель 8 – российская система автоматизации отеля на платформе «1С:Предприятие 8» (ресепшн, бронирование, мероприятия, горничные, бухгалтерия). Проста во внедрении и продвигается многими партнерами 1С, интегрируется с 1С-Битрикс: Управление сайтом (модуль онлайн бронирования). Достаточно популярна в отелях малого и среднего размера, уже использующих «1С:Бухгалтерию».
  • БИТ.Отель 8 – популярное в небольших отелях решение (только функционал бронирования и учета). Интегрируется с платформой «1С:Бухгалтерия 8».
  • 1С-Рарус: Управление отелем – ориентирована на небольшие отели. Предусмотрен учет питания. Возможна интеграция с «1С:Бухгалтерия 8» и «1С:Ресторан».