Полная или частичная автоматизация процессов – мечта любого бизнеса. Правда в разных видах бизнеса эта мечта может видеться в совершенно разных ракурсах и иметь разную значимость. В конечном счете, все понимают, что есть процессы, которые поддаются автоматизации очень хорошо, а есть такие участки работ, где по-прежнему важнее само присутствие человека. Тем не менее, однозначно можно утверждать, что любой бизнес в наше время можно значительно упростить с помощью инструментов автоматизации. То есть, большая часть процессов может быть, как минимум упрощена и ускорена благодаря современным технологиям. Бизнес в торговле и сфере услуг не является исключением. Массовое обслуживание большого количества клиентов, множество типовых рутинных операций, одинаковые бизнес-процессы на разных участках работ, нормативные требования, большая информационная составляющая – это все предпосылки, которые создают возможности для внедрения различных средств автоматизации. Конкуренция и желание выходить на новые рынки постоянно подстегивают предприятия к поиску и внедрению все новых решений, которые позволят ускорить и сделать более эффективными все ключевые бизнес-процессы.

Всем известны и широко используются разнообразные системы автоматизации бухучета и документооборота внутри организации, клиент-банк, ERP/CRM-системы и прочие программы для ведения бизнеса. Но такие программы способны автоматизировать или облегчить работу лишь для части процессов и не всегда могут учитывать специфику того или иного бизнеса. Кроме общеизвестных универсальных систем и программ общего назначения для успешного ведения разного бизнеса существуют специальные приложения (решения), которые созданы и адаптированы именно для использования предприятиями конкретной сферы бизнеса, учитывают их специфические бизнес-процессы и нормативное регулирование. Такие отраслевые решения, если смотреть на узкий сегмент заинтересованных в них предприятий, могут оказаться даже более популярными, чем многие универсальные системы, слабо адаптированные под требования конкретного сегмента, а выбор и внедрение данного решения могут оказать определяющее влияние и на сам бизнес, который должен будет частично измениться и подстроиться под возможности и концептуальные особенности используемой системы автоматизации (решения).

Специфика отраслевых решений состоит еще и в том, что они требуют значительной степени локализации для учета норм регулирования и бизнес-практик конкретной страны. Так что при поиске имеет смысл ориентироваться в первую очередь на локальных разработчиков и поставщиков, которые, кроме прочего, способны обеспечить оперативную техническую поддержку и адаптацию решения в случае изменения этих норм.


Рассматривая отраслевые решения для рынка торговли и сферы услуг, следует провести его более глубокую сегментацию. На практике оказывается, что есть сегменты, в которых уже давно и активно конкурирует множество программных продуктов, некоторые из них уже завоевали высокую популярность и стали своего рода «стандартом де факто» в своей сфере применения. А есть и такие сегменты, в которых пока нет никаких значимых игроков, а уровень автоматизации процессов, предлагаемых в существующих версиях программ, едва ли отличается от возможностей, предоставляемых универсальными системами.

В любом случае следует отметить, что в настоящее время идет активное развитие во всех сегментах и появляется все больше современных решений, основанных на новых технологиях (облачные сервисы, мобильные приложения, беспроводные технологии и пр.). Многие вчерашние фавориты сегодня могут отходить на второй план, уступая рынок более современным и открытым для пользователей решениям новой волны.

Итак, для торгового бизнеса и бизнеса в сфере услуг для целей классификации программных продуктов и отраслевых решений имеет смысл выделить следующие сегменты: